Музей Булгакова в Киеве ответил на обвинение в "украинофобии"
Музей Булгакова в Киеве ответил на решение "Института национальной памяти", который внес писателя в список "украинофобов".
Восемь из девяти подписантов экспертизы, заявляют в музее, не специалисты в литературоведении, поэтому не могут давать компетентные оценки Булгакову и его творчеству.
Музей пишет, что эксперты, будучи непрофильными специалистами, просто приписали Булгакову взгляды его персонажей.
"Авторы приписывают высказывания литературных персонажей произведений Булгакова ему самому и его семье в категоричной, эмоционально и отрицательно окрашенной форме", - пишет музей.
Он напоминает, что герои Булгакова не только критикуют петлюровцев, но говорят также и о "бандах красных", "офицерах-москалях" и "ненависти" к Керенскому.
Также эксперты ИНП проигнорировали исторический контекст, в котором писал Булгаков. И вместо этого "персона Булгакова прямо объединяется с современными агрессивными идеологами и пропагандистами России" (в своей экспертизе "Институт" пишет, что ряд произведений Булгакова "полностью резонирует с нарративами нынешних кремлевских пропагандистов Дугина, Соловьева, Скабеевой").
Сотрудников музея - главных специалистов по писателю в Украине - к составлению экспертизы не пригласили.
Далее музей опровергает ряд выводов о Булгакове, которые сделал "Институт нацпамяти".
В частности, ИНП пишет, что писатель дезертировал из армии УНР, куда был мобилизован, и вступил в ряды "белой" Добровольческой армии в силу "преданности монархизму".
Музей заявляет, что это ложь, и в Добровольческую армию Булгаков был так же насильно мобилизован. Кроме того, данные о его "преданности монархизму" никакими документами не подтверждаются.
Также "Институт" утверждает, что семья Булгакова приехала в Киев из России "для колониальной деятельности". Музей отвергает это и пишет, что отец писателя Афанасий Булгаков приехал в Киев учиться в Киевской духовной академии. А семью он создал уже после переезда, и все дети Булгаковых родились в Киеве.
Фейком музей считает и утверждение ИНП, что Булгакова и его семью "раздражал" украинский язык. Его сестра Елена выбрала украиноязычное обучение в педагогическом институте, а крестным отцом писателя был историк украинской литературы Николай Петров. Сам Булгаков регулярно использовал в частной переписке украинские слова и выражения, причем в позитивном контексте.
Также музей отвергает "симпатии к большевикам", которые приписали Булгакову в ИНП. "Булгаков настолько "симпатизировал" большевикам, что его произведения перестали печатать и изъяли из публичных библиотек еще в 1929 году", - заявили в музее.
"Булгаков ни в Российской империи, ни в СССР не был сотрудником уполномоченных органов по реализации российской имперской колониальной политики, не был членом политических партий, общественных движений или организаций, исповедовавших эту политику, не осуществлял такую деятельность лично", - пишет музей, оспаривая тезис, что писатель подпадает под украинские запретительные нормы.
Музей также напоминает, что Михаил Булгаков - наиболее узнаваемый киевлянин во всем мире, и 28 лет своей жизни прожил в украинской столице.