Умер легендарный режиссер Дэвид Линч. Ему было 78 лет
Умер легендарный режиссер и сценарист Дэвид Линч. Ему было 78 лет.
Об этом сообщила семья режиссера на его странице в соцсети:
«В мире образовалась большая дыра, теперь, когда его больше нет с нами. Но, как он говорил, «Смотрите на пончик, а не на дырку в нем».
В ноябре 2024 Линч рассказал, что не может передвигаться без кислородной маски.
По словам режиссера, из-за эмфиземы — хронической болезни легких, которую ему диагностировали после долгих лет курения, он с трудом мог пройти через всю комнату и ощущал, будто ходит с полиэтиленовым пакетом на голове.
В интервью журналу People Линч признался, что начал курить в восемь лет, и курение долгое время было большой и важной частью его жизни, в старости же для большинства видов деятельности ему потребовался дополнительный кислород.
Дэвид Линч родился 20 января 1946 в небольшом американском городе Мизула, штат Монтана.
На курсах по экспериментальному искусству в 1966 Линч увлёкся мультипликацией и реализовал свой первый короткометражный анимационный фильм «Шестеро заболевают» как заключительную работу. В 1967 Линч приобрёл кинокамеру и снял свой первый короткометражный фильм «Алфавит», в котором совмещались мультипликация и кинокадры.
В 1971 году Линч начал работу над своим полнометражным дебютом «Голова-ластик». Из-за финансовых проблем съёмки неоднократно прерывались, и только через пять лет в 1976 году работа над фильмом была завершена.
В этой работе Линч впервые демонстрирует талант создавать запутанные, сюрреалистические и впечатляющие своей мрачностью картины.
Фильм представляет собой не столько повествование в привычном смысле слова, сколько путешествие внутри чьего-то сознания.
В 1980 по заказу Мела Брукса Линч начал снимать фильм «Человек-слон», получившим впоследствии 8 номинаций на премию «Оскар», в том числе и за режиссуру.
Фильм затрагивает тему человечности, представляя изуродованного главного героя гораздо более добрым, честным и человечным, чем окружающие его «нормальные» люди.
В 1990 Линч снял гротескное роуд-муви «Дикие сердцем». Несмотря на смешанную реакцию критиков, каннское жюри во главе с Бернардо Бертолуччи присудило ленте «Золотую пальмовую ветвь».
В 1990 году стартовал телесериал Линча — «Твин Пикс». В основе сюжета сериала — расследование загадочного убийства школьницы Лоры Палмер, произошедшего в небольшом американском городке Твин Пикс.
Сериал пользовался поначалу большим успехом, но уже через год съёмки были свёрнуты из-за низких рейтингов. Тем не менее сериал стал знаковым культурным явлением начала 1990-х.
В 2016 Линч снял третий, заключительный сезон, премьера состоялась в 2017.
В 2001 вышел на экраны «Малхолланд-драйв» — сюрреалистичный фильм был тепло встречен критиками и принёс Линчу приз за лучшую режиссуру Каннского кинофестиваля, а также номинацию на премию «Оскар» в этой же категории.
В ленте рассказывается история Бетти Элмс, молодой актрисы, только что приехавшей в Лос-Анджелес, которая встречает спрятавшуюся в квартире её тети девушку, потерявшую память, и становится близкой подругой для неё. История содержит несколько ответвлений, кажущихся на первый взгляд никак не связанными друг с другом.
Подводя итоги первого десятилетия XXI века, ассоциация кинокритиков Лос-Анджелеса, а также издания Cahiers du cinéma и Time Out признали «Малхолланд-драйв» лучшим фильмом этих лет.
В сентябре 2006 в рамках Венецианского кинофестиваля состоялась премьера 3-часового фильма Линча «Внутренняя империя», снятого на ручную цифровую камеру достаточно примитивной модели.
Съёмки велись без готового сценария, главным образом в Польше, где Линч часто бывал.
После премьеры режиссёру была вручена награда «Золотой лев» за вклад в развитие мирового кинематографа.
В своём последнем полнометражном фильме режиссёр окончательно рвёт с традиционной повествовательностью и продолжает конструирование своих собственных символик и мифологий, условно связанных жизнью главной героини.
5 мая 2017 Дэвид Линч объявил об уходе из кино.
"Линч предъявляет зрителю American Dream, американский сон, иногда — ночной кошмар. Как говорит специальный агент Дэйл Купер, «мои сны — это код, который ждет, что его разгадают».
Фильмы Линча устроены не как сны персонажей и не как сны автора, хотя могут включать в себя и это. Но он не экранизирует свои сны, то есть не переводит сон на человеческий язык.
Наоборот, он переводит жизнь на язык сна. На язык сна вообще. Поэтому он сюрреалист — в том смысле, в каком понимали этот термин авангардисты 20-х, считавшие, что сюрреальность — слияние сна и реальности в некую «абсолютную реальность»", писала критик Ксения Рождественская.