Суд дал большие сроки зэкам иркутской колонии, которые избили и изнасиловали заключенного
Свердловский районный суд Иркутска признал шесть человек виновными в избиении и изнасиловании заключённого местного колонии №6 Тахиржона Бакиева.
Его перевели туда после беспорядков в ангарской ИК-15, закончившихся массовыми пытками осуждённых.
Бакиева в 2020 году перевели из ИК-15, где произошел бунт, в иркутскую ИК-6.
В январе 2021 года его пытали. "Разработчики" (заключённые, которые сотрудничают с администрацией) оскорбляли его, когда он читал Коран, позже они порвали книгу.
Бакиев попросил помощи у администрации колонии, но вместо неё оперативники колонии связали его скотчем, затащили в отряд и отдали "разработчикам", которые начали избивать и пытать мужчину, говорила его жена. Пострадавшего избивали доской и насиловали шваброй.
Мужчину нашли под нарами только после того, как информацию о пытках передали в службу собственной безопасности ФСИН и Генпрокуратуру.
Всё происходило уже во время московской проверки из-за насилия над другим заключённым Кежиком Ондаром, и только поэтому, как считали наблюдатели, был задержан начальник ИК-6 Алексей Агапов.
Он, а также проходили замначальника оперативного отдела колонии Алексей Медников и оперуполномоченный Антон Ерохин получили по 5 лет общего режима за превышение полномочий (пункты «а» и «в» ч. 3 ст. 286 УК).
Шесть «разработчиков», непосредственно пытавшие Бакиева, предстали перед судом по отдельному обвинению в двух эпизодах причинения тяжкого вреда с применением предметов в качестве оружия (пункт «з» части 2 статьи 111 УК) и насильственных действиях сексуального характера группой лиц (пункт «а» части 2 статьи 132 УК). На скамье подсудимых оказались Артём Павлов, Денис Рязанцев, Евгений Лукашенко, Владимир Дудин, Владимир Глухих и Юрий Цевун.
Павлов, который насиловал Тахиржона шваброй, получил 7 лет колонии особого режима, Цевун, который принёс швабру — 5 лет особого режима, а Глухих, нашедший пену для смазки черенка — 6 лет особого.
Дудин, который удерживал голову жертвы — 6 лет строгого режима с общим сроком в 6,5 лет. Лукашенко и Рязанцеву, избивавшим Тахиржона, дали 7 и 6 лет особого режима (общий срок для Рязанцева вместе с неотбытым наказанием составил 9,5 лет).
А вот производство по иску о компенсации морального вреда прекращено в связи со смертью Тахиржона Бакиева.
У мужчины из-за пыток был порван кишечник, он ходил с калоприёмником и повреждённым позвоночником, но, несмотря на это, его оставляли в заключении (в медсанчасти иркутского СИЗО-1).
Он рассчитывал, что выйдет на свободу в 2024 году и займётся правозащитной деятельностью.
Но в феврале 2024Тахиржона Бакиева нашли мёртвым.
«Официальная версия — самоубийство. Но настоящая причина его гибели — пытки (что бы ни написали в справке о смерти). Два года назад его зверски, с применением швабры, изнасиловали, — заявила журналистка, член СПЧ Ева Меркачёва.
Его смерть — ещё и приговор трем институтам контроля за местами присоединительного содержания в Иркутской области — надзирающей прокуратуре, ОНК и УПЧ. Ни один из них не помог Бакиеву.
Бакиев мучительно умирал на глазах всех тех, кто призван следить за соблюдением законности за решеткой.
Его убивали, а они за этим, выходит, наблюдали. Какой разный смысл у этих однокоренных слов „соблюдать“ и „наблюдать“».